Первое поколение Land Cruiser BJ

Сделан из качественных материалов

После поражения Японии во Второй Мировой войне и последовавшего за ним хаоса автомобильная промышленность находилась в глубоком кризисе. Тем не менее, выполнение государственного оборонного заказа позволило запустить процесс оживления, а комбинация технологий, разработанных еще в предвоенный период, и современных материалов позволила создать автомобиль, превзошедший все ожидания.

Шасси Toyota Jeep BJ было построено на основе 1-тонного грузовика SB c двигателем Type S объемом 995 куб. см., который выпускался с 1947 года. По этой причине колесная база BJ имела длину 2400 мм, что на 200 мм больше, чем у Jeep.

Размер кузова Toyota также был увеличен по сравнению с оригинальной американской моделью. Компактный грузовик SB был известен под названием Pony Toyota (а позднее как Toyopet Truck). Вследствие того, что он задумывался как небольшой автомобиль для перевозки не только грузов, но и пассажиров, подвеска была достаточно мягкой. Ее характеристики были перенесены в конструкцию Toyota BJ, который обладал неожиданно высокой плавностью хода.

Под капотом устанавливался рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель типа B объемом 3386 куб. см. с жидкостным охлаждением. Автомобили Jeep в то время имели боковое расположение клапанов, однако на новом агрегате клапаны были смонтированы в верхней части головки блока (Over Head Valve, OHV).

Двигатель изначально был спроектирован в 1937 году, а первый его прототип увидел свет уже через год. После этого он устанавливался на грузовые модели GB, KB и BM, то есть использовался преимущественно на 4-тонных грузовиках.

Первая версия двигателя типа B развивала мощность 75 л. с. при 3200 об/мин и максимальный крутящий момент 206 Нм при 1600 об/мин. Позже эти показатели были улучшены путем увеличения степени сжатия и других конструктивных изменений. По сравнению с показателями первого образца Toyota BJ – мощности 82 л. с. при 3000 об/мин и крутящем моменте 212 Нм при 1600 об/мин – удалось достичь 85 л. с. при 3200 об/мин и 216 Нм при 1600 об/мин соответственно. Это означало необходимость использования дополнительной мощности при тех же габаритных размерах кузова, поэтому Toyota Jeep BJ не была оснащена понижающей передачей.

Разработка модели была закончена в 1951 году, после чего автомобиль был представлена широкой публике в рамках мероприятия, на котором демонстрировалась вся линейка автомобилей марки Toyota. За три дня проведения шоу, в котором приняли участие 26 автомобилей компании, его посетили около 200 000 человек. Более того, в 1952 году началась разработка модели Crown, которая вышла на рынок в 1955 году.

В те годы идея установки двигателя от 4-тонного грузовика на компактное грузовое шасси звучала, по меньшей мере, необычно. Однако, на самом деле это была единственная платформа, с которой могла работать Toyota. И эта работа увенчалась успехом.

Достаточно большой кузов, предназначенный для транспортировки грузов, и двигатель с запасом мощности обеспечили высокую популярность компактной полноприводной модели на рынке. Помимо этого, тот факт, что она не была принята на вооружение Национальными силами безопасности Японии, дал толчок к разработке экспортной стратегии, обеспечил больше свободы в области дизайна и разработок и стал ключевым фактором успеха Toyota на зарубежных рынках.

Тем не менее, в 1953 году компания получила государственный заказ от Национальной полиции Японии. Заводом, ответственным за его выполнение, стал Arakawa Bankin Kogyo KK (сейчас –ARACO Corporation). Предприятие, которое постоянно работало с крупными заказами, буквально перешло на круглосуточную работу для того, чтобы удовлетворить спрос.

Схема была следующей: сначала запасные части для сборки шасси доставлялись из Toyota Motor Corporation в Тоёда Отоматик (Toyoda Automatic Loom Works Ltd.), затем автомобили транспортировались в Arakawa Bankin Kogyo KK, где производилась окраска кузовов. После этого они опять возвращались на Automatic Loom Works Ltd., где их осматривали представители Национальной полиции.

Для удовлетворения спроса заказчика в этом процессе участвовала специальная бригада в количестве около 20 человек, которая при необходимости могла устранить мелкие недоработки.

Toyota BJ был многоцелевым компактным грузовиком, построенным на платформе грузового автомобиля SB, и за свою историю пережил несколько изменений внешнего вида. Оригинальный короткий кузов, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров, получил металлический верх. Кроме того, выпускалась отдельная, полностью пассажирская версия. Грузовой вариант поставлялся в кузове «пикап» с удлиненной на 500 мм задней частью. Наконец, имелся полностью грузовой BJ с отдельной кабиной и кузовом. Запасное колесо размещалось в различных частях кузова – не только на задней двери, но также на переднем крыле или под кузовом грузовика.

Вследствие сжатых размеров кузова автомобиля рулевое колесо перекрывало половину панели приборов. Водитель находился в стесненных условиях: при перевозке пассажира ему могло становиться сложнее рулить. В более поздних моделях 20-й серии руль был смещен наружу к краю кузова.

Toyota BJ представляла собой шасси модели SB с двигателем от 4-тонного грузовика. Она изначально была разработана под запросы Национальных сил самообороны Японии, подобно Willys Jeep. Однако, между двумя моделями существует несколько существенных отличий. Первое – это двигатель. На Willys Jeep устанавливался компактный 4-цилиндровый рядный двигатель объемом 2,2 л. Toyota BJ оснащалась большим 6-цилиндровым двигателем объемом 3,4 л.

Так называемый двигатель типа B имел не только больший диаметр поршня, но также обладал и другими конструктивными особенностями. Willys Jeep создавался для того, чтобы быть эффективным в военное время, именно поэтому он имел низкий капот. Это вынудило разработчиков использовать в конструкции двигателя боковое расположение клапанов. Toyota BJ, напротив, обладая большим объемом двигателя и измененной конструкцией головок цилиндров, была лучше подготовлена к началу полноприводной эры 4х4.

[Подпись под фотографией]: Последняя версия бензинового двигателя типа B имела выходную мощность 85 л. с., которая реализовывалась при 1600 об/мин, и крутящий момент 216 Нм. Верхнее расположение клапанов и камеры сгорания обеспечивало более полное сгорание топлива, несмотря на небольшую величину степени сжатия – всего 6,4.

Существовали отличия и в трансмиссии. Следующая после BJ модель Land Cruiser 20 также не имела понижающей передачи. Для подключения полного привода необходимо было задействовать рычаг, торчащий из пола. С его помощью можно было переключиться с заднего привода на полный.

Двигатель объемом 3,4 л обеспечивал хороший крутящий момент на старте, поэтому не было необходимости в дополнительном резерве крутящего момента, который реализовывался бы с помощью понижающей передачи и усложнял бы конструкцию трансмиссии. Тем не менее, 4-ступенчатая трансмиссия могла поставляться с понижающей передачей.

В этом варианте на первой понижающей передаче передаточное число составляло 5,53, тогда как в обычном режиме оно равнялось 4,11. Эта возможность являлась следствием разработки автомобиля на основе спецификаций для грузовых автомобилей. Наличие понижающей передачи в трансмиссии также ограничивало максимальную скорость автомобиля, однако в условиях чрезвычайно малого количества асфальтированных дорог это не было проблемой для автомобиля, изначально разработанного для специального применения.

Листовые рессоры переднего моста имели оба плавающих конца. Каждая состояла из 9 листов длиной 1000 мм, шириной 45 мм и толщиной 6 мм. Кронштейны рессор крепились с помощью заклепок.

Задние рессоры имели только один плавающий конец и состояли из 10 листов длиной 1150 мм, шириной 45 мм и толщиной 6 мм. При движении между листами рессор возникало трение, которое способствовало снижению вибраций, передаваемых на кузов.

Рама лестничного типа была сконструирована так, что расстояние между лонжеронами уменьшалось по мере приближения к передней части автомобиля. Это было сделано для увеличения надежности монтажа тяжелого двигателя. Задняя часть рамы была сделана шире для обеспечения устойчивости. Имелось три поперечины. Для увеличения прочности рама на участке между первой и второй поперечиной имела в разрезе прямоугольное сечение.

Национальные силы безопасности Японии сделали свой выбор в пользу Willys Jeep, хотя по многим параметрам Toyota BJ превосходила этот автомобиль. Она имела более мощный двигатель, удлиненную базу и больший объем кузова. Более мягкие настройки подвески снижали утомляемость водителя, что впоследствии предопределило успех Toyota на зарубежных рынках. К началу крупномасштабного производства, которое стартовало в 1953 году компания уже успела проложить дорогу к покупателям в других частях света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *